06 апреля 2025 г.
Митрополит Митрофан: Церковь хочет, чтобы путь от греха к святости прошёл каждый из нас
В Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём, с принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин!
Начинается последняя неделя Святой Четыредесятницы. Следующее воскресенье уже — Вход Господень в Иерусалим, дальше Страстная седмица и праздник Светлого Воскресения Христова.
В среду прошедшей недели читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, и вместе с чтением канона читалось житие преподобной Марии Египетской, а сегодняшний воскресный день посвящён её памяти. Этим Церковь хочет подчеркнуть, что главное делание, главный подвиг Святой Четыредесятницы — это всё-таки покаяние.
Покаяние очень часто мы ассоциируем с тем конкретным действием, которое происходит перед Крестом и Евангелием возле аналоя. Перед нами лежит Евангелие — Слово Божие, которым мы судим сами себя в присутствии Божием, и Крест, на котором Господь принёс Себя в жертву за грехи всего мира, в напоминание о том, что мы исповедуемся не священнику, а в его присутствии приносим покаяние Самому Богу.
Но покаяние — это не только лишь таинство, через которое Господь подаёт нам прощение грехов и силу бороться с этими грехами. Покаяние — это то, что произошло в жизни преподобной Марии Египетской. Именно её пример Церковь выбрала для того, чтобы всем и каждому стало абсолютно понятно, что одними словами ограничиться здесь не получится. Не получится обмануть самих себя, не получится обмануть Бога.
Покаяние — это или ты перестал совершать грех, осудив его и отказавшись от него, или ты продолжаешь его совершать, находя в той или иной степени оправдание, почему ты от него отказаться не можешь. В первом случае это истинное покаяние, во втором случае — или борьба, в которой мы иногда выигрываем, иногда проигрываем, или лицемерие, когда мы словами пытаемся заменить суть и подлинную духовную работу.
Что такое грех? Если попытаться объяснить просто — это ошибка в поведении, неправильно принятые жизненные ориентиры, неправильный выбор, промах, попадание мимо цели, когда мы, отказавшись от Бога, в своей жизни источниками радости, блаженства, удовольствия избираем то, что в конце концов делает нас рабами страстей, пленниками и разрушает нашу жизнь, а очень часто — и жизнь тех, кто находится рядом с нами.
Грех в результате неоднократного его повторения срастается с нашей природой, становится частью нас самих. Мы можем называть это чертой характера, привычкой, навыком, чем угодно — но, по сути дела, когда нам нужно бороться с грехом, нам приходится бороться не с чем-то внешним, а с тем, что стало частью нас самих. Поэтому такая борьба считается подвигом и называется трудом.
Есть грехи явные, заметные, порицаемые и нашей совестью, и окружающими людьми, и мы их стараемся прятать, чтобы никто из окружающих не заметил, потому что нам за них стыдно. А есть грехи, которые мы даже не замечаем — совершаем их постоянно и не видим, что поступаем неугодно Богу.
Самый первый и одновременно самый незаметный — это грех гордыни и высокомерия, когда мы отделяем себя от Бога. Он перестаёт нам быть нужным, когда мы превозносим себя перед людьми, когда мы считаем, что никого нет важнее нас самих, мы и судьи, и начальники, и мера всех вещей, и все вокруг нас — это лишь условный обслуживающий персонал, а мы — это центр вселенной. Несмотря на то, что этот грех один из самых страшных, мы не замечаем его и считаем это для себя нормой.
Если человек кого-то убил или обокрал, все его порицают, осуждают, показывают на него пальцем, говорят: «Ух, какой негодяй!» — а на гордыню никто пальцем не показывает, её как бы нет, её никто не замечает. Она как бы и не присутствует в нашей жизни, но она намного хуже и блуда, и убийства, и любостяжания, потому что она, будучи незаметной, между нами и Богом становится непреодолимой стеной. Преподобный Иоанн Лествичник, память которого была в прошлое воскресенье, говорил, что это медная стена, которая разделяет человека и Бога.
Среди грехов, которые мы не замечаем, есть ещё осуждение и злословие. Для многих людей говорить о других плохо — это даже не грех, а просто повседневная привычка. Так весело, так увлекательно, так замечательно провести время — собраться вдвоём и плохо поговорить о ком-то третьем. Какой же это грех? Это мы весело посидели и себя хорошо почувствовали, выше ближнего, гордыню свою потешили. Как замечательно говорить о чужих недостатках, не замечая абсолютно при этом своих собственных!
Грех это? Да для 99% людей вообще не грех, а образ жизни, но Церковь как раз хочет, чтобы мы это заметили, перестали считать нормой, и чтобы каждый из нас попробовал вступить в борьбу с этим грехом так, как это сделала преподобная Мария Египетская.
Ей было нелегко сначала понять и осознать, что та жизнь, которую она ведёт, — это ненормально, и для этого особая сила Божия коснулась её и помогла ей это увидеть, а потом ей пришлось с этими привычками побороться. Она рассказывала авве Зосиме, как она вспоминала время, когда ей было хорошо, и как хотела снова вернуться к тому, что она делала раньше, и с какой силой ей приходилось бороться с тем, чтобы этого не случилось, какое нужно было мужество и решимость.
Грех — это не то, что можно победить, только сказав «да, это грех». И не только Господь Своей силой может это победить в нас — мы тоже должны эту стену ломать со своей стороны.
Первое, что нам нужно, — это признать грех грехом, перестать считать его нормой. Хотя бы начать осознавать: то, что я делаю, говорю и как поступаю, — это точно не жизнь христианина.
Второе — нужно просить Бога, чтобы Господь помог нам ощутить в своём сердце ту решимость, которая была у Марии Египетской: с сегодняшнего дня я так не делаю, я так не живу, я так не поступаю. Легко будет? Конечно, нет, будет тяжело, потому что грех мы вырастили в себе в привычки, в черты характера, которые уже стали как бы частью нашей личности. Но именно это и есть главный христианский подвиг, именно ради этого существует пост: чтобы мы с вступили в эту борьбу, чтобы что-то в нас начало меняться.
Как только мы это начинаем делать, к нам приходит на помощь благодать Божия, потому что человеку своими силами, без Бога, справиться с грехом невозможно. Тогда мы познаём, что такое помощь Божия, если до этого в своей гордыне думали, что захотим отказаться от греха — и откажемся, а не тут-то было: захотел, да не получилось.
Когда-то апостолы спросили: «Господи, кто же может спастись, следуя за Тобой?». Господь сказал: «Человекам невозможно, а Богу возможно всё» (ср. Мф. 19:25-26). С Божией помощью мы можем делать то, чего не можем делать без помощи Божией.
Осталась неделя до Вербного воскресенья. На примере Марии Египетской мы видим, первое, что нет никаких грехов и никакого прежнего образа жизни, в результате которого мы должны были бы сказать: «Ну всё, теперь покаяние не для меня, я уже сильно привык к греху и покаяться уже не смогу».
Второе, решившись бороться с грехом, осознав, что это то, что разделяет нас с Богом, нам нужно быть готовыми к борьбе и не унывать в тот момент, когда снова хочется сделать то, к чему мы привыкли. В этот момент нужно вспоминать, как Мария Египетская прошла через этот подвиг и как, укрепляемая силой Божией, она смогла победить. От глубин греха, ниже которых невозможно упасть, она дошла до вершин святости, так что и Зосима, глядя на неё, не мог понять, что она сделала такого, что он теперь у неё как ученик, а она — его учитель.
Церковь хочет, чтобы путь от греха к святости прошёл каждый из нас. И дай Бог, чтобы мы поняли и осознали, что борьба с грехом — это не слова на исповеди, а личный духовный подвиг. Лучше всего, конечно, это сделать на примере преподобной Марии Египетской.
Всех вас поздравляю с сегодняшним воскресным днём, с причастием Святых Христовых Таин! Помощи Божией всем! Храни вас всех Господь!