Официальный сайт

26 мая 2019 г.

Епископ Спиридон совершил литургию в Викторовском храме Мирнограда

В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в храме св. мч. Виктора Халкидонского Мирнограда (Димитрова). Ему сослужил клирик храма священник Виталий Пронюк.

После литургии владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он напомнил, что молитва — это разговор с Богом:

«Многие молятся для того, чтобы вычитать молитвы, которые положены по уставу. Когда мы делаем так, то мы далеки от Бога. Молитва должна быть разговором с Господом. Можно вычитать миллион молитв и положить столько же поклонов, но если мы не будем задумываться о Боге, о спасении своём и о той жертве, которую принёс Иисус Христос, то они не принесут нам пользы».

Накануне епископ Спиридон совершил всенощное бдение в этом же храме.

Христос и самарянка

Генрих Семирадский. Христос и самарянка. 1890. Холст, масло.

В 5 Неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой вблизи города Аскар (Сихарь) (Ин. 4:5-42).

Около 722 года до н. э. ассирийский царь Салманассар покорил и отвёл в плен огромное число израильтян, переселив на их место язычников — выходцев из Месопотамии. Это произошло в наказание за грех народа — уклонение в идолопоклонство. В отличие от неблагочестивых израильтян, новые переселенцы приняли от оставшихся жителей северной Палестины веру в Единого Бога и соблюдали её вплоть до времён Христа. А потомки этого народа хранят её до сих пор.

Несмотря на то, что новый народ давно смешался с израильтянами и принял в качестве собственного наименования название местности на севере Израиля — Самарии — иудеи самарян не любили и избегали. Принятая этим народом вера перемежалась с некоторыми прежними обычаями и традициями их культуры, что для правоверного иудея, стремящегося неукоснительно соблюдать букву закона во всех обрядах, было равносильно вероотступничеству.

Спаситель обличал иудеев за это отношение к самарянам. В притче о милосердном самарянине Господь подчёркивает, что представитель этого народа оказался милосерднее евреев, которые так гордились своей правильной верой. В Евангелии от Луки говорится, что из десяти прокаженных, которых очистил Христос, лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Господа, и это был самарянин (Лк. 17:11-19).

Вот и теперь, проходя мимо города Сихарь, Христос не гнушается заговорить с у колодца с самарянкой, женщиной (чем также брезговали иудеи), и не просто для того, чтобы попросить у неё воды, а желая открыть ей такие тайны, о которых говорил далеко не с каждым из Своих ближайших учеников. Он говорит ей: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), подразумевая принятие благодати Святого Духа.

Святая мученица Фотина (Фотиния)Это, пожалуй, единственный случай, когда Господь открыто и прямо говорит о том, что Он Мессия, Христос. Даже ближайших учеников Он спрашивает: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:13), но не говорит о Себе прямо. И лишь один ученик — апостол Пётр — отвечает Ему на этот вопрос: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). На это Господь говорит ему «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах», и дальше следуют слова об особом избранничестве апостола Петра.

Святитель Иоанн Златоуст ставит самарянку в пример всем христианам: «Жена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, показывает такое тщание относительно догматов, и ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто иное не отвлекает ее от желания познать их» (Против иудеев о медном змее. Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria).

В этой важной беседе Господь также говорит, что «спасение от иудеев». Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Спасением называет Свое пришествие». А святитель Филарет (Гумилевский) говорит: «Иудеи могли, если хотели, иметь самое отчётливое знание и о Боге, и о Спасителе мира. Так Спаситель своим голосом утверждает важность ветхозаветного откровения в его полном составе».

После той знаменательной беседы у колодца большое число самарян уверовало во Христа. В книге Деяний апостольских говорится о христианской самарянской общине, к которой были посланы апостолы Пётр и Иоанн (Деян. 8:14-17).

Согласно церковному преданию, самарянка, встретившая у колодца Бога, стала проповедницей слова Божия вместе со своими сыновьями. Во времена императора Нерона (54 — 68 гг. н.э.), жестокого гонителя христиан, святая Фотина (так её звали) переселилась в Карфаген со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Святитель Григорий Палама указывает, что это имя, означающее «светлая, просветлённая» дал ей Сам Спаситель («Омилия 19. На Евангелие Христово о самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни»). Её старший сын Виктор был воином. Все вместе они пострадали за отказ отречься от Христа в 66 году.

Фото Владислава Денисова

Цитата дня

«

Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы воспарить ко Отцу Твоему.

»

Распятие
18 апреля 2025 г. ( 5 апреля ст.ст.), пятница. Страстная седмица. Великий пост. Строгий пост. По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПеренесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Прп. Пуплия Египетского. Прп. Марка Афинского, Фраческого. Прпп. Феоны, Симеона и Форвина. Прп. Платона, исп. Студийского. Прп. Феодоры Солунской. Сщмч. Алексия пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.

Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61 .

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru