13 апреля 2025 г.
В Неделю ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполняли хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук и младший хор соборного храма под руководством Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе к прихожанам обратился протоиерей Давид Барахтенко. Он зачитал проповедь на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополита Илариона (Алфеева):
«Христос входит в Иерусалим не для того, чтобы завоевать Иерусалимское царство, а для того, чтобы завоевать весь мир — не силой и оружием, а силой любви».
«Нам нужно не чудес ждать от Бога, а научиться Его слушать и слышать — не отдельные слова, а всё то, что Им сказано. И если мы это примем, впитаем в себя и начнём так жить, пойдём по этому пути, на этом пути мы обязательно встретим Его. Каждый в этом сможет убедиться, и тогда не нужно будет никаких слов».
Накануне вечером владыка совершил в соборном храме всенощное бдение с литиёй и чином благословения ваий.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора св. Марка в Венеции
Вербное воскресенье — день, когда вспоминаются события, непосредственно предшествовавшие Страстной седмице. В субботу Христос воскрешает Лазаря (Ин. 11). Свидетелями чуда становятся сотни жителей Вифании и Иерусалима — эти города расположены рядом. На следующий день Господь совершает Свой торжественный путь из Вифании в Иерусалим на вольные страдания. Через четыре дня Он будет распят.
Триумфальное шествие Христа в Иерусалим предсказал пророк Захария:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной… И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Захар. 9:9-10).
У Захарии описан древний иудейский обряд поставления помазанника на царство: он должен был войти в столицу, восседая на ослице и молодом ослёнке. По причине этого пророчества в представлениях иудеев того времени укоренилась вера в обещанного Мессию как в могущественного земного царя, который, наконец, придёт избавить народ от ига римлян.
Народ встречал шествующего Спасителя так, как встречают царя: с ликованием, устилая путь пальмовыми ветвями, дорогими тканями и одеждами. Навстречу Христу вышли тысячи людей, пришедших из всех городов Иудеи на праздник Пасхи. Среди них быстро распространялась весть о чуде воскрешения Лазаря, передаваемая сотнями очевидцев.
Никто не понимал скорби на лике Христа в момент Его торжественного входа в Иерусалим. Всем казалось, что теперь всё будет хорошо, что земное царство Мессии уже почти наступило. При этом иудеи забывали о других словах пророка Захарии: И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Захар. 12:10).
Предсказана в этой книге пророка и продажа Христа за тридцать сребреников (гл. 11). Сам Спаситель, идя на вольные страдания, цитировал апостолам ещё одни слова пророка: Поражу Пастыря, и рассеются овцы (Захар. 13:7; Мф. 26:31; Мк. 14:27). Всё это совершится через несколько дней. Те же самые люди, которые кричали «Осанна (т.е. „спаси“)! Благословен грядый во имя Господне!» (Мф. 21; Мк. 11; Ин. 12), будут кричать «Распни, распни Его»…
А пока — день торжества и славы Господней. И каждый, приходящий в этот день в храм с зелёными, только что распустившимися ветвями, встречает Христа либо как своего Спасителя и Искупителя, идущего на страдания, либо как земного царя, надеясь снискать от Него лишь какие-то материальные блага — при этом не замечая или не желая замечать скорби на Его лице: о наших грехах, которые Он уже сейчас берёт на Себя для того, чтобы нести на Голгофу.
В пятницу перед Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница. В субботу на трапезе благословляется рыбная икра, а в Вербное воскресенье — рыба. Дальше начинается пост Страстной седмицы — такой же строгий, как и в первую седмицу Великого поста.